События

Областной конкурс "Здоровые дети - здоровая страна"

Система работы по формированию у детей потребности в здоровом образе жизни

Проблема   по  формированию   у детей потребности в здоровом образе жизни  возникла в связи  с современными условиями существования, которые предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека. Это социально – экономические и экологические условия, технический прогресс, малоподвижный образ жизни, повышенные психологические нагрузки и т. д. При этом  человек не задумывается о   важности состояния своего здоровья для продолжения полноценной и успешной жизни до тех пор, пока не возникнут сложности.

Понимая важность этой проблемы,  изучив методические материалы и опыт, соизмерив возможности своего учреждения,  коллектив детского сада, встал на путь решения проблемы по  сохранению  и укреплению здоровья детей, формированию потребности  в  здоровом образе жизни у воспитанников и их родителей. Более 10 лет приоритетным направлением работы  нашего учреждения является физическое развитие ребёнка, сохранение его здоровья.

Целеполагающим в организации работы по  здоровьесбережению и физическому развитию для нас явилось проведение мониторинга: 

*  Исследование состояния здоровья детей;

*  Диагностика физической подготовленности дошкольников;

* Анализ кадрового состава и профессиональной компетенции педагогов;

* Тематическая проверка состояния физкультурно  - оздоровительной работы в учреждении;

* Анкетирование среди родителей:  "Какое место занимает физкультура в вашей семье";

 * Анализ  материально технического состояния   детского сада.

После анализа данных мониторинга  был выработан алгоритм деятельности:

 * Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность учреждения по здоровьесбережению;

 * Изучение и внедрение современных инноваций в области физического развития  и здоровьесбережения детей;

 * Проектирование модели целостной системы здоровьесбережения.

 Культура здоровья -  это  способность и готовность ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на знаниях и опыте.

Целью работы по данному направлению является: сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование  у педагогов, воспитанников, родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Задачи:

1.Обеспечить условия для физического и психологического благополучия воспитанников в соответствии с ФГОС ДО.

2.Формировать доступные представления и  знания о пользе занятий физкультурой, об основных гигиенических требованиях и правилах;

3.Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для развития жизненно важных двигательных умений  навыков и формировании потребности в занятиях физической культурой;

 4.Расширить  педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через разработку и использование инновационных форм работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.

Ожидаемый результат: укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей, сформировать у   ребенка потребность в здоровом  образе жизни  и в  физическом развитии;  формирование  у педагогов, воспитанников, родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении.  Наш детский сад имеет большую историю,  коллектив учреждения старается  создать все  необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха. Оборудован физкультурный зал,  где представлено физкультурное оборудование, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре.  Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. В   оформлении зимних и летних участков огромную помощь нам оказывают родители.  В зимнее время появляется полоса препятствий из снежных фигур, лыжня, горки  ледовая дорожка. Дети зимой с большим удовольствием занимаются лыжами,  коньками, катаются с  горки. Летом для создания комфортных условий во время прогулки совместно с родителями озеленяем  и благоустраиваем территорию детского сада. Катание на велосипедах, роликах, самокатах – любимое занятие дошкольников.

В систему работы с детьми входит  активное  использование здоровьесберегающих технологий при организации воспитательно-образовательного процесса, создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома.

Установленный гибкий  режим дня   в каждой возрастной группе соответствует  возрастным и  психофизиологическим особенностям дошкольника.

   День начинается с утренней гимнастики, её организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Регулярное выполнение утренней гимнастики дисциплинирует детей, формирует потребность  в занятиях. Используются  как традиционные (комплекс ОРУ) так и нетрадиционные (ритмическая гимнастика, танцевальные упражнения, хороводы, музыкальные и подвижные игры, с использованием сюжета, оздоровительный бег) формы проведения.
     Инструктором по физической культуре проводятся физкультурные занятия, на которых решаются оздоровительные, развивающе – воспитательные, образовательные  задачи. Процесс обучения на занятиях носит дифференцированный, вариативный характер. Используется  принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию.   Во время физкультурных занятий дети  овладевают основными движениями, знакомятся   с комплексами упражнений, целью которых является профилактика простудных заболеваний, плоскостопия и нарушений осанки. Использование  физкультурного оборудования и сюрпризных моментов  способствует укреплению  здоровья воспитанников, развитию интереса к занятиям.

 Большое значение в  системе физического воспитания детей  занимают подвижные  и спортивные игры, в том числе народные, которые широко применяются во всех возрастных группах.

В системе по формированию ЗОЖ   детский туризм зарекомендовал себя, как эффективное средство, которое позволяет увеличить резервы здоровья, восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области физической культуры, туризма, краеведения, привить любовь к Родине и окружающему миру.  При организации прогулок-походов в природное окружение используем   элементы спортивного туризма. К старшему дошкольному  возрасту дети легко преодолевают туристическую полосу препятствий («Параллельные перила», «Маятник», «Бабочка», «Болото» и др.), умеют собрать рюкзак, аптечку, знают,что такое костёр, какие бывают его виды,  как помочь пострадавшему, как вести себя в природе, оказывают помощь в установке палатки.

Широко используем средства  спортивной  и художественной гимнастики, игровой стретчинг, детский  пилатес, акробатические упражнения. Очень нравятся детям такие упражнения как «Лебедь ныряет», «Черепаха», «Лягушка», «Верблюд», «Кошечка» и др. Ребята в игровой форме  выполняют упражнения,  создают   крепкий мышечный корсет, развивают гибкость, повышают эластичность связок, предотвращают   нарушение осанки.

Занятия с элементами восточно – оздоровительных систем и боевых искусств (детская йога, ушу, дзюдо, рукопашный бой) помогают детям овладеть собой, контролировать свои эмоции, через образ и пластику обретать умиротворённость, открытость и внутреннею свободу.

  На музыкальных занятиях музыкальный руководитель  разучивает с детьми  танцевальные движения, упражнения на развитие своего тела, пальчиковые и музыкальные  игры, элементы  танцевальных направлений: хип –хоп, джаз, латино, народный танец,  а так же ритмическая гимнастика, степ и фитбол аэробика учат свободно, красиво двигаться под музыку.  На протяжении  многих  лет в учреждении функционирует кружок «Танцевальная ритмика с элементами художественной гимнастики», руководители кружка - дипломированные специалисты,  музыкальный руководитель  и инструктор по ФИЗО. В результате творческой деятельности  появился танцевальный коллектив «Серпантин», который является постоянным участником спортивно - культурных мероприятий различного уровня, пользуется огромной популярностью среди односельчан.  

        Большое значение в системе по формированию здорового образа жизни  имеют спортивные досуги и развлечения, которые  сопровождаются эстафетами, подвижными и спортивными играми, флешмобами, показательными выступлениями. Традиционно  проводятся летний и зимний спортивный праздник, «Малые олимпийские игры» (зимние и летние), «Туристята», «Дни здоровья», «Спартакиада». На этих мероприятиях дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу, прививают интерес к занятиям спортом, пробуждаются патриотические чувства.

В системе работы уделяется большое внимание психическому здоровью детей. В течение дня педагоги  для снятия эмоционального напряжения  используют динамические паузы,  минутки шалости, радости, музыко , смехо и  сказкотерапии. В сончас для засыпания детей используются различные методические приемы: слушание колыбельных песен, классической музыки, сказок. После дневного отдыха инструктор по ФИЗО совместно с медицинской сестрой  проводят корригирующую  гимнастику в сочетании с закаливающими процедурами (контрастные воздушные ванны, ходьба по мокрым дорожкам, погружение ног в воду, контрастные ножные  ванны),  дыхательной гимнастикой  и самомассажем.  В течение дня используется отличное закаливающее средство «Босоножье». Особое удовольствие такая процедура доставляет детям летом. Есть возможность походить босиком по траве, асфальту, песку, камушкам.   Широко используется оздоровительный бег.

    При организации рационального здорового питания детей выполняются следующие принципы: регулярность, сбалансированность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов  и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи.   В  обязательном порядке в меню присутствуют соки, напитки из шиповника, травяные чаи, витаминизированные напитки, кисломолочные продукты, фрукты. В зимний период для профилактики острых респираторных заболеваний в рацион включаются  лук, чеснок, кислородный коктейль, что позволяет добиться  снижения заболеваемости.

Дошкольное учреждение в тесном контакте сотрудничает по данному направлению  с районной поликлиникой. В детском саду  регулярно проводятся плановые медицинские осмотры детей с привлечением специалистов. Результаты обследования  учитываются в работе.

Нельзя  у дошкольника сформировать представление о здоровье как ценности, которую нужно беречь с детства, привить культуру здоровья  без привлечения  и участия родителей. Одной  из основных задач  работы является построение единого здоровьесберегающего пространства  детского сада и семьи.  Сотрудничество с родителями проходит под девизом «Формирование здорового образа жизни с детства».  Используем разнообразные формы работы:   тематические выставки, встречи «за круглым столом», семинары – практикумы, день открытых дверей, родительские собрания,  спортивные семейные эстафеты и соревнования, родительские пятницы и поездки выходного дня. Одним из самых любимых конкурсов является «Папа, мама, я – спортивная семья»,  в котором  семьи  участвуют активно и  получают от этого огромное  удовольствие.

Для достижения цели и использования более широкого спектра форм и методов  работы по данной проблеме  образовались социокультурные  связи между ДОУ и  учреждениями, что  позволяет использовать максимум возможностей для формирования здорового образа жизни  воспитанников.  Налажена тесная связь с Новоселезнёвской СОШ, районным ЦФОР, спортивной школой, школой искусств, районным оздоровительным центром «Берёзка», детским спортивным клубом «Медведь». Проводятся совместные физкультурно-оздоровительные  мероприятия,  занятия, тренировки,  соревнования, поездки выходного дня, посещение кружков и секций.

      Сложившаяся в процессе многолетней работы система  дала положительные результаты.  Педагоги и родители нашли  единую точку соприкосновения в вопросах  формирования здорового образа жизни. В любом деле для достижения цели необходим личный пример. Большинство родителей совместно с педагогами  прививают интерес  детей  к занятиям физической культурой, занимаясь фитнесом, участвуя в спортивных мероприятиях села и района, создана волейбольная команда детского сада.

100% педагогов ведут здоровый образ жизни,

Доля родителей от общей численности, ведущие здоровый образ жизни:

2012-2013г 56 %; 2013 – 2014г  74%, 2014 -2015 г 80%.

Участие родителей в мероприятиях по формированию здорового образа жизни:

2012-2013г 60 %; 2013 – 2014г  78%, 2014 -2015 г 92%.

Доля  воспитанников занимающихся в спортивных кружках и секциях.

 2012-2013г 40 %; 2013 – 2014г  45 %, 2014 -2015 г  58%.

90% выпускников продолжают занятие в спортивных кружках и секциях. Многие добились высоких спортивных результатов: являются победителями и призёрами районных, областных, всероссийских соревнований  имеют спортивные разряды и звания КМС и МС.

Наши достижения.

2010г. ,2011, 2012,2014 г.г. Победа  в  районной спартакиаде  воспитанников детских садов в командном  и личном зачёте. Многие  воспитанники являются победителями и  призёрами в личном зачёте. Победа  в  районной туристической полосе препятствий для дошкольников. Победа в конкурсе туристической песни.

2010 -2015г.г.Семьи воспитанников детского сада  являются победителями и призёрами районного и областного  конкурса «Папа, мама, я – спортивная  семья».

2010 г. Семья Акжановых является победителем областного конкурса «Папа, мама, я – спортивная семья».

2012г. 2013г. Первое место  в районном  музыкальном фестивале «Казанская капель» в номинации «Хореография»

2012г. Второе место в областном конкурсе  «Мастер педагогического труда» по внеучебным  формам физкультурно – оздоровительной и спортивной работы в номинации: « Специалисты физической культуры и спорта учреждений дошкольного образования», победа  по решению альтернативного жюри  и  в номинации «За лучшее представление опыта работы».

2013 г. Второе место в районной спартакиаде дошкольников, третье место в туристической полосе препятствий. Третье место в региональном конкурсном мероприятии «Олимпийские огоньки» в номинации «Индивидуальный физкультурно – спортивный номер», вид спорта: «Художественная гимнастика»

2013, 2014г.г. Победа в первом  этапе Всероссийского конкурса «Хрустальные звёздочки» в номинации «Хореография».  Второе место во Всероссийском творческом  конкурсе  «Талантоха» в номинации «Хореография». 

2014г. Специальный приз за лучшее представление проекта в областном конкурсе «Питание и здоровье»

2014, 2015 год. Второе место в районном конкурсном мероприятии «Питание и здоровье»

Целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует гармоничному физическому  и психическому развитию детей дошкольного возраста, тем самым помогает им адаптироваться к условиям социума.

Многолетняя работа ДОУ по приобщению к здоровому образу жизни повысила престиж детского сада. Профессионализм педагогов поднялся на более высокий уровень, заставил их заниматься самообразованием.  Главное, что эти преобразования и достижения  нашли свое отражение в воспитанниках, получили развитие в их  дальнейшей жизни.

 

 

 

 

 

 

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Новоселезневский детский сад «Ивушка»
627429, Тюменская область, Казанский район, п. Новоселезнево, ул. Ломоносова, д 16
Телефон: 8 (34553) 49 460
Эл. почта: ivuchka9@yandex.ru
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»